Деоффшоризация: КИК или «что стало с оффшорами»

Речь в настоящей статье пойдет как о классических оффшорах, таких как Панама, Белиз, BVI, Сейшелы и др, так и о так называемых «оншорах» — Кипр, Швейцария, Нидерланды и др. и «мидшорах» — Гонконг, Сингапур, Мальта и др. Ведение международного бизнеса с использованием компаний из каждой из указанных категорий в последнее время стало приобретать свою специфику, особенно в свете мировой деоффшоризации: имплементации международных стандартов налоговой транспарентности и обмена информацией. Страны вынуждены реформировать и приводить свое налоговое законодательство и законодательство в банковской сфере в строгое соответствие с жесткими требованиями международных организаций, иначе они рискуют стать «бизнес-изгоями». Таковы современные реалии, и от них, к сожалению, уже не уйти. И если в свете данных изменений работать с классическими оффшорами становится невыгодно, то регистрация и использование мидшоров и оншоров остается актуальным.

Кому же в настоящее время все еще выгодно использовать мидшоры и оншоры? В первую очередь предпринимателям, занимающимся международной торговлей и имеющим бизнес-партнеров по всему миру. Для работы с Китаем, например, идеальным решением может стать Гонконг, в котором прибыль, полученная от деятельности за пределами Гонконга, не облагается корпоративным налогом или Сингапур, в котором действуют те же правила, при дополнительном условии, что прибыль компании не переводится в Сингапур. Для торговли со странами ЕС выгодно использовать Кипр, Великобританию или Эстонию. Ставка корпоративного налога на Кипре остается одной из самых низких в мире – 12,5%, Великобритания позволяет создавать партнерства (LLP) – полуоффшорный механизм, а Эстония позволяет уплачивать налог на прибыль только при распределении дивидендов. К тому же европейские мидшоры и оншоры могут получить VAT-номер, позволяющий фактически не уплачивать налог на добавленную стоимость при поставке товаров в пределах ЕС. Основными моментами, на которые стоит обратить внимание при совершении внешнеторговых сделок – это правила о трансфертном ценообразовании и о контролируемых сделках.

Использование оншоров в качестве холдингов с целью владения российскими активами и распределения дивидендов по льготным налоговым ставкам также продолжает оставаться актуальным, однако, все активнее нашими налоговыми органами стала применяться «концепции бенефициарного собственника» и «концепции фактического права на доход» (ст. 7 НК РФ), поэтому выстраивать схемы по выплате дивидендов из России в пользу нерезидента необходимо крайне аккуратно. К настоящему времени уже накопилась достаточная судебная практика, связанная с доначислением огромных сумм налогов российским компаниям, имеющим в составе своих акционеров компании-нерезиденты. И практика эта, увы, складывается не в пользу налогоплательщика. Ключевым вопросом по данной категории дел является правомерность применения льготной ставки, установленной международными Соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дивидендов. Так в деле с участием «Северстали», из материалов которого следует, что «Северсталь» в 2011 году выплатила около 7 млрд. рублей своим кипрским акционерам, заплатив в бюджет РФ льготные 5%, а далее по цепочке перечислила дивиденды в пользу BVI компаний, суд встал на сторону налоговых органов, посчитав кипрские компании кондуитными («транзитными») – т.е. не имеющими фактического права на доход, а созданными исключительно для целей налоговой оптимизации и доначислил налог и пени на общую сумму около 1 млрд. рублей.

Вопрос выплаты дивидендов актуален также для иностранных инвесторов, создающих в России предприятия с иностранным капиталом, для реализации каких-либо проектов. К выбору юрисдикций компаний, участвующих в инвест-проекте, в том числе «целевых» SPV-компаний, партнерств необходимо отнестись крайне внимательно, проанализировав все «за» и «против» с учетом деоффшоризационных мер и судебной практики.

Одним из решений по митигации риска признания иностранной компании кондуитом является организация так называемого substance – то есть «присутствия» в стране инкорпорации. Это и реальный офис, и реальные сидящие там сотрудники, которым платится зарплата, это директор, принимающий решения в стране инкорпорации, это сайт, телефоны и все-все-все, что может любым образом прямо или косвенно подтвердить, что компания вовсе не «бумажная», а абсолютно реальная с реальной деятельностью. Подобные услуги по организации «substance» в настоящее время активно предлагаются в том числе на Кипре для кипрских компаний. Остается лишь добавить, что формальных требований, в соответствии с которыми российский суд посчитает компанию «реальной» или транзитной – нет, решение о признании/непризнании права на налоговую льготу останется за судом в случае спора.

С 1 января 2017 года вступают в силу новеллы налогового законодательства в части положений о «тонкой» (недостаточной) капитализации (п.п. 2-4 ст. 269 НК РФ). Существенно расширяется перечень долговых обязательств, которые теперь могут быть признаны контролируемой задолженностью в силу прямого указания на это в НК РФ, в частности под контролируемую задолженность теперь уже официально подпадут займы между «сестринскими» компаниями. Ранее подобная практика встречалась, однако прямого указания на это в НК РФ не было, теперь оно появилось. Таким образом, рекомендуем внимательно отнестись к использованию оншоров и структурированию сделок при международном финансировании компаний в РФ, чтобы избежать налоговых рисков по вычету процентов, а также рисков удержания налога у источника при выплате процентов в пользу нерезидента.

Крайне аккуратным необходимо также быть при выплате за рубеж еще одного вида пассивного дохода — роялти за право пользования объектами интеллектуальной собственности IP компаниям.

Как открыть оффшорную компанию?

В части изменений, связанных с процедурой регистрации иностранных компаний и открытия банковских счетов, можно отметить ужесточившиеся процедуры compliance и KYC (“know your client”), которые должен провести регистрационный агент и банк в отношении будущих собственников (бенефициаров). В частности у будущего бенефициара могут попросить указать и подтвердить источник происхождения его денежных средств, показать связь с российским бизнесом, предоставить детальное описание деятельности иностранной компании, предоставить нотариально-заверенную копию паспорта, подтвердить адрес проживания, указать адрес хранения корпоративных и финансовых документов и т.п. Рекомендуем отнестись к этому с пониманием и предоставить всю запрашиваемую информацию, т.к. любой утаенный нелицеприятный факт, вскрывшийся в будущем, грозит банальной блокировкой счета и невозможностью пользоваться своими деньгами. Отдельные юрисдикции могут иметь свои особенности, связанные с регистрацией, например, сведения (имя, фамилия, месяц и год рождения, национальность) о бенефициарах (с долей контроля свыше 25%) компаний в Великобритании являются публичными и публикуются на сайте Companies House в открытом доступе.

Напоминаем также, что после регистрации иностранной компании в соответствии с абз.1 п.3 ст.25.14 НК РФ налоговые резиденты РФ обязаны в срок не позднее 3-х месяцев направить в налоговый орган по месту регистрации уведомление об участии в иностранной организации (в случае, если доля такого участия превышает 10%). Штраф за несоблюдение – 50 тыс. руб. за каждую компанию.

В случае если зарегистрированная иностранная компания подпадает под критерии контролируемой иностранной компании (КИК), то на налогоплательщик ложится также обязанность направить уведомление о КИК в срок до 20 марта 2017 года (срока направления первого уведомления о КИК) — п.2 ст.25.14 НК РФ. Отметим, что законом формы указанного уведомления до настоящего времени не утверждены*. Штраф за несоблюдение порядка и срока уведомления о КИК – 100 тыс. руб. за каждую КИК.

После направления уведомлений актуальным становится вопрос расчета прибыли КИК для целей налогообложения.

Ознакомиться с текстом статьи автора Вы можете также на сайте информационного агентства по адресу:
http://mos.news/news/ekonomika_i_biznes/predprinimatelyam_stanovitsya_nevygodno_rabotat_s_offshorami/?sphrase_id=669262

* На момент написания статьи формы действительно не были утверждены, однако 10 января 2017 года в силу вступил Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме», который утвердил те самые формы уведомления о КИК. Подробнее об этом Вы можете прочитать на странице: «Утверждены форма и формат уведомления о КИК«.