Вы взяли товар с полки, посмотрев его цену, подошли на кассу, Вам пробили Вашу покупку, но по привычке мельком взглянув в чек, Вы вдруг обнаруживаете, что цена на купленный Вами товар отличается от цены, которая была указана на ценнике. Вернувшись на кассу, Вы наверняка услышите невозмутимое: «У меня так пробила касса. Причем тут я?» или же: «Цена на товар изменилась, мы не успели поменять ценники». Что же делать в такой ситуации и как себя правильно вести? Можете ли Вы вернуть товар или же потребовать продать по цене, указанной на ценнике. В настоящей статье мы проанализируем данные вопросы и попытаемся на них подробно ответить.
Кто же прав?
Скажем сразу, что если на кассе Вас просят уплатить новую цену, то подобные действия продавца являются незаконными. Вам обязаны продать товар именно по той цене, которая указана в ценнике на лотке (прилавке) в отделе магазина, а не по той, которая определилась при сканировании товара на кассе, если по каким-либо причинам эти две цены не совпадают. В противном случае Вы вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств за товар.
Источники правового регулирования
Отметим, что Ваши отношения с магазином регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В силу требований пп.1, 2 статьи 10 указанного закона Продавец обязан своевременно предоставлять Потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах в целях предоставления покупателю возможности правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях. Цена должна быть указана на этикетке (ценнике) товара.
Помимо этого, предложение купить товар по цене, указанной на этикетке, является офертой, причем публичной, т.к. обращено к неограниченному числу лиц, а это значит, что в силу ст. 437 Гражданского кодекса РФ магазин, как лицо, разместившее оферту, обязан продать товар по цене, указанной в оферте, любому потребителю.
Как мы видим, Ваши права на приобретение товара по цене согласно ценнику, предусмотрены законом.
Какие требования можно предъявить магазину?
Итак, если Вы сразу обнаружили несоответствие, то, как мы выяснили выше, вправе потребовать продажи товара по цене этикетки. Что делать, если Вы по каким-то причинам обнаружили обман уже дома? В соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей, если потребителю не предоставлена возможность получить при покупке информацию о товаре, он вправе, если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Разумный срок — понятие оценочное, поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за возвратом денежных средств незамедлительно – не отходя от кассы. После возврата денежных средств, если ценник все еще не поменян Вы вправе вновь купить этот же товар по цене ценника. Звучит странно, но Ваши действия в данном случае будут логичны и последовательны с точки зрения закона.
Как избежать конфликта?
Теперь рассмотрим ситуацию, если кассир отказывается вернуть денежные средства или же продать товар по цене ниже — в данном случае рекомендуем Вам попросить кассира позвать представителя администрации и уже ему изложить все вышеописанное. Как правило, администраторы осведомлены, что данная ситуация и действия их кассира противоречат закону и соглашаются с Вашими требованиями.
Что грозит магазину
Подчеркнем, что за подмену цены на товар и введение Вас как потребителя в заблуждение магазин может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Обман потребителя является административным правонарушением и согласно ст. 14.7 КоАП РФ влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на его должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Органом, уполномоченным привлекать продавцов к ответственности, является территориальное управление Роспотребнадзора.
Если в ситуации, описанной выше, администратор магазина встанет на сторону кассира, Вы вправе продолжить отстаивать Вашу правоту, написав на действия представителей магазина претензию, в которой стоит подробно описать сложившуюся ситуацию и попросить принять соответствующие меры. Экземпляр претензии необходимо вручить под роспись управляющему магазина (или любому должностному лицу, попросив его указать свое ФИО и должность), однако, очень часто никто ни в чем расписываться не соглашается, а это значит, что верным действием в такой ситуации будет направление экземпляра претензии почтой России на официальный адрес магазина (как правило, он указан на сайте). Письмо должно быть заказным, с описью вложения и уведомлением о вручении.
Обращение в Роспотребнадзор
Не будет лишним также сообщить о случившемся в Роспотребнадзор и предъявить им копию Вашей претензии, в которой подробно описана ситуация.
Если в течение 30 календарных дней после отправки претензии Вы не получить каких-либо комментариев, то Вы вправе обратиться в суд с иском о защите своих нарушенных прав. В основу иска может быть положена составленная ранее претензия. В судебном порядке Вы вправе требовать возврата денежных средств, уплаты процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, компенсации морального вреда. Следует отдельно указать, что особенностью рассмотрения дел, связанных с защитой прав потребителей является право потребителя требовать с магазина уплаты штрафа в размере 50% от суммы, присужденных судом.
Как Вы видите, способов защиты своих прав довольно много. Правда на Вашей стороне!
Ознакомиться с услугами нашей компании по правой защите прав потребителей Вы можете на странице Защита прав потребителей
Оставить комментарий