Новое налоговое регулирование операций с криптовалютой с 2025 года
29 ноября 2024 года Президентом РФ подписан ФЗ от 29.11.2024 N 418-ФЗ “”О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вносящий изменения в НК РФ, устанавливающие порядок налогообложения операций с криптовалютой. Это такой называемый “закон о криптовалюте”, который представляет собой поправки в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ).
Напомню также, что данная сфере регулируется также Федеральным законом “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 31.07.2020 N 259-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1468 “Об утверждении Правил установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях”
Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1463 “Об утверждении требований к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры”
Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1464 “Об утверждении Правил ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, и Правил ведения реестра операторов майнинговой инфраструктуры”
Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1469 “Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты (в том числе участии в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, физическими лицами – гражданами Российской Федерации, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178”
В тексте нормативных документов криптовалюта именуется “цифровой валютой”, здесь и далее эти термины – идентичны.
Криптовалюта – имущество, НДС
В соответствии с п 2 ст 38 НК РФ цифровая валюта, она же криптовалюта для целей налогового законодательства признается имуществом. Забегая вперед, скажу, что этот статус довольно формальный, т.к. льготы и освобождения, предоставляемые владельцам имущества, НЕ распространяются на владельцев криптовалюты.
При этом, в настоящее время проходит обсуждение признания криптовалюты имуществом уже для целей уголовного законодательства РФ, с возможностью ее конфискации, наложения ареста и признания вещественными доказательствами.
Ни майнинг криптовалюты, ни реализация криптовалюты не облагаются НДС – пп 27, 28 п 2 ст 146 НК РФ
Майнинг и оператор майнинговой инфраструктуры
В соответствии с ст 1 ФЗ “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” № 259-ФЗ
3.1. Майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.
Иными словами, майнинг криптовалюты – это ее создание, добыча.
3.4. Майнинговой инфраструктурой признаются объекты, используемые для размещения технических и программно-аппаратных средств, используемых для осуществления деятельности, указанной в частях 3.1 и 3.2 настоящей статьи, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение), и (или) указанные технические и программно-аппаратные средства.
3.5. Оператором майнинговой инфраструктуры признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры для осуществления деятельности, указанной в частях 3.1 и 3.2 настоящей статьи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2024 N 1463 “Об утверждении требований к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры” к оператору майнинговой инфраструктуры, являющемуся организацией, предъявляются требования о том, что ее должностные лица (директор, главный бухгалтер и пр) из перечня должны иметь высшее образование, опыт работы не менее 2 лет, не иметь судимости, привлечений к уголовной и административной ответственностям по ряду преступлений и пр.
Указанные выше требования распространяются на операторов майнинговой инфраструктуры, являющихся ИП.
Операторами майнинговой инфраструктуры могут быть юридические лица и/или индивидуальные предприниматели (ИП), которые оказывают физическим лицам услуги по майнингу криптовалюты.
Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, при этом, могут добывать/майнить криптовалюту “для себя” без учета каких-либо требований. Не совсем понятно, должны ли применяться требования, распространяемые на ИП, к лицам, которые имеют зарегистрированное ИП, осуществляющее деятельность в иных видах бизнеса, но при этом майнящих криптовалюту с уплатой НДФЛ от майнинга (см ниже).
Реестр лиц, осуществляющих майнинг криптовалюты
Юридические лица и ИП, осуществляющие майнинг криптовалюты, а также оказывающие услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры третьим лицам для целей майнинга ими криптовалюты должны подать заявление о включении в соответствующие реестры.
Операторы майнинговой инфраструктуры, при этом, также должны сообщать в налоговый орган о лицах, которым они оказывают услуги по предоставлению такой инфраструктуры для целей майнинга. Ответственность за неинформирование установлена виде штрафа в размере 40 тыс руб.
Таким образом, физические лица, майнящие криптовалюту для себя, вправе не подавать заявление на включение в указанные реестры. Также не совсем понятным остается вопрос, должно ли физическое лиц, имеющее ИП, которое осуществляет деятельность в иных сферах бизнеса, подавать заявление о включении себя в реестр, в случае, если оно будет майнить криптовалюту для личных целей.
В каких регионах запрещен майнинг криптовалюты
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2024 N 1468 “Об утверждении Правил установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях” с 1 декабря 2024 года до 2031 года майнинг криптовалюты запрещен во всех регионах Северного Кавказа (КБР, КЧР, Ингушетия, Чечня, Дагестан, РСО(А), а также в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях, а также ограничен в осенне-зимний период в Забайкальском крае, Иркутской области и Республике Бурятия.
Связано это с возможными большими нагрузками на электросети.
Лимиты на электричество
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2024 N 1469 “Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты (в том числе участии в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, физическими лицами – гражданами Российской Федерации, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178”
установлен лимит на энергопотребление в размере 6000 киловатт-часов в месяц.
Порядок налогообложения для физических лиц
1️⃣ Доход от майнинга криптовалюты
🔹по новым правилам сам по себе майнинг (добыча) криптовалюты образует налоговое событие и признается получением дохода в натуральной форме – абз 3, 4 п 1 ст 211 НК РФ
🔹 датой фактического получения дохода признается дата, на которую у лица появляется право распоряжаться такой криптовалютой – п 1.3. ст 223 НК РФ
🔹размер дохода определяется, исходя из рыночной котировки криптовалюты на дату признания дохода (т.е. на дату его фактического получения) – абз 3, 4 п 1 ст 211
Рыночная котировка регулируется новой статьей 282.3 НК РФ и определяется как цена закрытия торгового дня на криптобирже (при торговле на разных криптобиржах можно выбрать котировку любой биржи – абз 2 п 2 ст 282.3 НК РФ
Требования к криптобирже: 1) объем торгов по сделкам с криптовалютой должен превышать 100 млрд рублей за соответствующий торговый день 2) информация о рыночных котировках должна размещается на сайте биржи в течение 3 лет, предшествующих дате операций
🔹доход от майнинга можно уменьшить на расходы, связанные с его осуществлением – пп 5 п 1 ст 220 НК РФ
🔹получившаяся налоговая база облагается НДФЛ по ставке – 13-22% (общая налоговая база)
🔹при осуществлении майнинга на территории РФ доход признается полученным “от источников в РФ” (для целей ст 208 НК РФ)
🔹стоимость криптовалюты, полученной в результате майнинга до 01.01.2025 равна сумме расходов налогоплательщика на такой майнинг – ст 6 ФЗ-418
2️⃣ Доход от продажи криптовалюты
🔹определяется, исходя из фактической цены реализации
🔹 доход от продажи криптовалюты можно уменьшить на:
– расходы, связанные с ее приобретением
– сумму дохода в натуральной форме, с которой был уплачен НДФЛ в случае получения криптовалюты в результате майнинга
– сумму дохода в виде материальной выгоды, с которой был уплачен НДФЛ при покупке криптовалюты по цене ниже рыночной котировки (см ниже)
🔹 при покупке криптовалюты у взаимозависимого лица (Прим автора: в отличие, например, от покупки ЦБ или долей в ООО, где взаимозависимость не требуется) по цене ниже ее рыночной котировки у покупателя образуется доход в виде материальной выгоды, налоговая база по которому определяется как разница между рыночной котировкой криптовалюты на дату покупки и ценой покупки – пп 2 п 1 и п 3 ст 212 НК РФ
Доход в виде материальной выгоды облагается НДФЛ по ставке 13-15% (с превышения 2,4 млн руб)
🔹доход от продажи криптовалюты облагается НДФЛ по ставке – 13-15% (с превышения 2,4 млн руб) – пп 13 п 6 ст 210 НК РФ
⚠️ прибыль и убытки по разным сделкам с криптовалютой НЕ сальдируются
⚠️ убытки от сделок НЕ переносятся на будущие периоды
📌 ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
🔹применение физическим лицом специальных налоговых режимов (УСН, ПСН, НПД и пр) – запрещено
🔹безналоговое (для одаряемого) дарение возможно только между супругами и близкими родственниками.
При дарении между третьими лицами у одаряемого возникает доход, облагаемый НДФЛ
⚠️ Несмотря на то, что для целей НК РФ криптовалюта признана имуществом, при ее реализации:
🔹не применяется вычет в размере 250 тыс руб
🔹не применяется освобождение от НДФЛ при владении более 3-х лет
📌 Поправки вступают в силу 1 января 2025 года
Дисклеймер
Данный обзор не должен рассматриваться как окончательная юридическая консультация, т.к. вывод о правомерности совершения каждых юридических действий может быть сделан только после комплексного изучения всех условий и имеющихся документов
Любые вопросы или комментарии по данному обзору Вы можете написать в Чате к нашему Телеграм каналу
Вы также можете получить индивидуальную консультацию у автора, написав по адресу электронной почты info@gidprava.ru (для Ильи Назарова) или позвонив по телефонам компании +7 (495)783-19-91 в Москве или +7 (812)646-48-84 в Санкт-Петербурге