Илья Назаров, партнер

Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 г.

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, «валютным резидентом» признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон»)

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ — п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операций, к предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам — ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году — следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что «валютные операции между резидентами запрещены».

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ. Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

РЕКОМЕНДАЦИЯ от автора: В связи с тем, что получить достоверную информацию о количестве дней нахождения Вашего потенциального покупателя не всегда представляется возможным, то перед совершением подобных операций предлагаю рассмотреть вариант направления контрагенту письма с запросом о статусе его нахождения за границей боле 183 дней в году — отрицательный письменный ответ будет являться дополнительным подтверждением того, что Вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента. И если в будущем выяснится, что получатель средств Вас обманул — то, представляется, что полученное от него письмо будет подтверждать введение им Вас в заблуждение и отсутствие у Вас умысла на нарушение закона.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетов, к проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней — ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ — п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица — резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетом о движении денежных средств (за год, в котором лицо стало находиться в РФ более 183 дней) в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом — ч.8 ст.12 Закона. И далее представлять Отчеты о движении д.с. по счету за те отчетные периоды (календарные годы), в которых лицо находилось в РФ более 183 дней в году.

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года — ст.2 ФЗ «О  внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле« №427-ФЗ от 27.12.2017 г.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета. Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г. (при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 июня 2020 г. данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств за 2019 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц — резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации — п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к «норме о 183 днях» — как следует из п.14 ч.4 ст.23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году — они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС. Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ — абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства — абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица — резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова «не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ»)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается «налоговым органом по месту учета». Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления <…>, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии — абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента — абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Налоговый резидент VS валютный резидент

На слуху у всех закрепился термин «налоговый резидент» — физическое лицо (как российский, так и иностранный гражданин), находящееся на территории РФ в совокупности более 183 дней в году, юридическое лицо — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ.

Однако существует еще и такое понятие как «валютный резидент» (пп.6 п.1 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). К валютным резидентам относятся:

  1. все граждане России
  2. иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство
  3. юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ

На ВСЕХ граждан РФ распространяются положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» за исключением случаев прямо предусмотренных в этом законе. Более подробно о нововведениях, статусах лиц, обязанностях по направлению в налоговый орган необходимых уведомлений Вы можете найти на странице нашей услуги Уведомление об открытии счета в иностранном банке.

Пример из практики
Вы имеете российский паспорт, то есть являетесь гражданином РФ (можете при этом иметь и второй, и третий паспорта других государств — значения это не имеет), но проживаете, работаете, получаете зарплату и т.д. за границей, при этом, в России у Вас нет родственников и Вы в Россию не приезжаете.

В соответствии с налоговым законодательством Вы НЕ являетесь налоговым резидентом РФ, т.к. соблюдаете порог не нахождения в РФ 183 дня в году, и налоги Вы тут не платите на совершенно законных основаниях (ИСКЛЮЧЕНИЕ составляет доход, полученный от источников в РФ, для которого будет применяться повышенная ставка НДФЛ в размере 30%), НО, являясь гражданином РФ, Вы имеете статус валютного резидента, однако имеете ряд послаблений в связи с тем, что находитесь пределами РФ более 183 дней в году.


О чем говорит и к чему обязывает статус валютного резидента

Статус валютного резидента России подразумевает распространение на данное лицо (КАК ФИЗИЧЕСКОЕ, ТАК И ЮРИДИЧЕСКОЕ) требований валютного законодательства РФ, за исключением случаев нераспространения отдельных требований валютного законодательства на валютных резидентов РФ, проживающих за пределами РФ в совокупности более 183 дней в году (в ред. от 1 января 2018 г.) Валютный резидент, в том числе с учетом требований в части проживания в РФ в совокупности более 183 дней в году (в ред. от 1 января 2018 г.), обязан производить операции по зачислению денежных средств на зарубежный счет с учетом требований валютного законодательства РФ. Нарушение таких требований влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в размере 75%-100% от суммы незаконной валютной операции. Незаконными валютными операциями считаются зачисления на иностранные счета МИНУЯ СЧЕТА В УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКАХ РФ.  Это говорит о том, что в определенных случаях денежные средства, которые должен получить валютный резидент должны сначала быть зачислены на его российский счет, и только потом — на зарубежный. Если зачислений на российский счет не было и налоговый орган узнал о такой операции (в том числе в рамках автоматического обмена информацией со своими иностранными коллегами-налоговиками), то поступившие с нарушением на счет денежные средства могут быть принудительно списаны в доход государства в виде штрафа в соответствии с КоАП.


Изменения в валютном законодательстве от 07 марта 2018 г.

С 07 марта 2018 г. часть 1 ст.9, устанавливающая перечень валютных операций, разрешенных между резидентами, дополнена п.п.26: «…операции по выплате физическим лицам — резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации по заключенным ими с юридическими лицами — резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории РФ.»
Таким образом, с 07 марта 2018 г. российская организация получает право выплачивать заработную плату своим сотрудникам, работающим за границей, на их зарубежные счета в валюте.


«Разрешенные» валютные операции

Под «разрешенными» валютными операциями понимаются валютные операции, которые могут быть осуществлены резидентами напрямую по иностранным счетам, минуя счета в уполномоченных банках РФ.

Здесь и далее под термином «резидент» подразумевается «валютный резидент РФ» как физическое, так и юридическое лицо (компания), если в тексте прямо не будет указано иное.

Требования к проведению по валютным счетам валютных операций НЕ распространяются на физических лиц-резидентов, проживающих за пределами РФ в совокупности более 183 дней в году (в ред. от 1 января 2018 г.).

Резиденты вправе:

  • переводить на свои счета (во вклады), открытые в иностранных банках, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в российских банках или других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных банках (п. 4 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») — ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОПЕРАЦИИ МЕЖДУ СОБСТВЕННЫМИ СЧЕТАМИ.

На зарубежные счета резидентов могут быть зачислены (п.5 ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») следующие денежные средства (прим. автора: подразумевается, что из собственных источников):

  • суммы процентов на остаток средств на зарубежных текущих счетах и проценты по вкладам
  • денежные средства, требуемые на открытие счета (вклада) в качестве минимального взноса
  • наличные денежные средства, вносимые в качестве пополнения счета (вклада)
  • суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента (в ред. от 1 января 2018 г.)

Расходование денежных средств резидентом со своего иностранного счета — п.6 ст.12 ФЗ (в ред. от 1 января 2018 г.):

  • физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим ФЗ на иностранные счета (во вклады) за исключением запрещенных валютных операций между резидентами. (Прим. автора: «Иными словами, «покупать» что-либо — дом, квартиру, автомобиль, акции и т.д. — за валюту со своего иностранного счета можно у нерезидента, а у резидента — только при условии, что и покупатель-резидент, и продавец-резидент проживают за пределами РФ более 183 дней в календарном году); 
  • юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим ФЗ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи.

Между резидентами разрешены следующие валютные операции (как расходование, так и зачисление):

  • перевод валюты РФ (рубли) с зарубежного счета резидента на российский счет другого резидента и с российского счета резидента на зарубежный счет резидента — т.е. перевод рублей между счетами разных людей из РФ за границу и обратно — п.п.»ж» п.9 ч.1 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • перевод валюты РФ (рубли) с зарубежного счета резидента на зарубежный счет другого резидента — т.е. перевод рублей между зарубежными счетами — п.п.»з» п.9 ч.1 ст.1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • перевод физическими лицами-резидентами иностранной валюты с российского счета другим физическим лицам-резидентам на зарубежный счет в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США — п.11 ч.1 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • перевод физическими лицами-резидентами иностранной валюты с российского счета в пользу иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц в российских банках либо в иностранных банках — п.17 ч.1 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (обращаем внимание, что в соответствии с семейным законодательством, теща не является «близким родственником», а следовательно перечисление в пользу тещи не подпадает под действие данного пункта) 
  • перевод физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих российских счетов в пользу иных физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в российскихх банках либо в иностранных банках — п.17 ч.1 ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • перевод средств, полученных физическими лицами — резидентами от физических лиц-резидентов в результате дарения валютных ценностей (валюта и внешние ценные бумаги) между близкими родственниками — п.2 ч.3 ст.14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (прим.автора: «Подразумевается, что в порядке дарения валютных ценностей между близкими родственниками возможны перечисления валюты с иностранного счета родственника на иностранных счет другого родственника, т.е. ст. 17 расширяет ст.9 ФЗ «О валютном регулировании…»)
  • зачисление средств, полученные физическими лицами — резидентами от физических лиц-резидентов по завещанию валютных ценностей или полученные по наследству — п.3 ч.3 ст.14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; (прим.автора: «Подразумевается, что в данном случае, как и в примере выше между близкими родственниками возможны перечисления валюты с иностранного счета родственника на иностранных счет другого родственника, если это наследование»)
  • операции по выплате физическим лицам — резидентам заработной платы и иных выплат в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации по заключенным ими с юридическими лицами — резидентами трудовым договорам, предусматривающим исполнение такими физическими лицами — резидентами своих трудовых обязанностей за пределами территории РФ (пункт вступил в силу 07 марта 2018 г.) 

На зарубежные счета физических лиц-резидентов могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (п.5 ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  • выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей;
  • по решению иностранных судов (за исключением международного коммерческого арбитража)
  • в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера
  • в виде страховых выплат по страховым случаям, когда страховщиками выступают нерезиденты
  • выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами — резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом — резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу

На зарубежные счета резидентов (как физ лиц, так и компаний) могут быть зачислены денежные средства, ЕСЛИ счет открыт в банке, расположенном на территории государства-члена ОЭСР* или ФАТФ** (п.5.1. ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  • суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет

На зарубежные счета физических лиц — резидентов могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов, ЕСЛИ счет открыт в банке, расположенном на территории государства-члена ОЭСР* или ФАТФ** (п.5.1. ст.12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  • доход от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица — резидента
  • дивидендный доход от владения акциями иностранных (как непубличных, так и публичных) эмитентов
  • купонный (процентный) доход от владения внешними ценными бумагами иностранных эмитентов
  • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (абз. вступил в силу 1 января 2018 г.)
  • иной доход по иным ценным бумагам иностранных эмитентов (облигации, векселя и т.д.). Выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента ЦБ («При этом, при ликвидации эмитента — запрещенная операция» — прим. автора).
  • денежные средства, выплачиваемые физическому лицу — резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту
  • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ (в ред. от 1 января 2018 г.);
  • денежные средства, полученные физическим лицом — резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом — резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица — резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И (прим автора: обязательное одновременное условие) такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (в ред. от 1 января 2018 г.)

_________________________
* Государства-члены ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония.
** Государства-члены ФАТФ: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг (КНР), Греция, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония.

Отметим, что в случае, если валютный резидент РФ является еще и налоговым резидентом РФ, то указанные выше доходы должны быть задекларированы в Декларации 3-НДФЛ и с них должен быть уплачен НДФЛ как с доходов, полученных от источников за пределами РФ.


«Запрещенные» валютные операции

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ зачисления на зарубежный счет валютного резидента (как физического лица, так и компании) РФ должны осуществляться ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК В РФ. ЗАПРЕЩЕНО зачислять напрямую на зарубежный счет:

  • доход физического лица — резидента по договорам об оказании услуг нерезиденту
  • доход физического лица-резидента от продажи любого имущества (например, личного имущества и т.д.), кроме недвижимости, ЦБ и транспортных средств (см.выше)
  • зачисление средств в виде возврат тела займа и начисленных процентов по договору займа с нерезидентом
  • доход физического лица — резидента от продажи акций непубличных иностранных компаний
  • доход резидента (компании) от продажи иностранных акций (как непубличных, так и публичных компаний, если такие компании не прошли процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, указанный в пункте 4 статьи 27.5-3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Также нельзя получить на зарубежный счет денежные средства, полученные в результате безналоговой ликвидации иностранных компаний в результате амнистии капиталов. 
  • доход физического лица — резидента, полученный от продажи недвижимости, расположенной за пределами РФ, если такое недвижимое имущество находится НЕ на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство НЕ присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица — резидента открыт НЕ в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (в ред. от 1 января 2018 г.)
  • доход физического лица — резидента, получаемый от сдачи в аренду недвижимости, в случае, если счет открыт в странах НЕ являющихся членами ОЭСР и ФАТФ
  • денежные средства в виде займа от компании, зарегистрированной НЕ в странах ОЭСР, ФАФТ
  • денежные средства в виде займа от компаний, выдаваемых на срок менее 2 лет
  • денежные средства в виде займа на зарубежный счет, открытый НЕ в странах ОЭСР, ФАФТ
  • кредит на счет, открытый НЕ в банке страны ОЭСР, ФАТФ
  • кредит от банка страны НЕ ОЭСР, ФАТФ
  • кредит на иностранный счет сроком менее 2 лет
  • средства, полученные физическим лицом-резидентом в виде грантов от нерезидентов
  • денежные средства, полученные в результате ликвидации иностранной компании

Кроме этого, на резидентов, проживающих за пределами территории РФ  более 183 дней в году начинают распространяться нормы ст.9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», т.е. им ЗАПРЕЩЕНО: 

  • осуществлять валютные операции с другими резидентами, проживающими за пределами территории РФ  менее 183 дней в году (в ред. от 1 января 2018 г.). Например, запрещено зачислять денежные средства от продажи недвижимости, полученные от физического лица — резидента, если этот резидент проживает за пределами территории РФ  менее 183 дней в году.

ПРИМЕРЫ:
У Вас есть дом в Болгарии (Черногории), который Вы сдаете, пока живете в России (более 183 дней в календарном году) и счет в банке Болгарии (Черногории) для обслуживания Ваших иностранных операций в долларах и евро. Получаемый от сдачи в аренду доход нельзя сразу зачислять на Ваш иностранный счет — Вам должны вначале сделать перечисление на Ваш российский счет, после чего деньги можно будет с него перевести за границу. С указанных поступлений Вы должны уплатить налог 13%.

Ваше основное место жительства находится в Болгарии (Черногории). Вы и Ваша семья там постоянно проживаете (более 183 дней в календарном году), работаете и платите налоги, а в Россию приезжаете просто по делам или к друзьям на несколько дней в году. При этом, за границей у Вас есть второй дом, который Вы сдаете местному жителю. В данном случае в силу наличия россйиского паспорта Вы будете считаться валютным резидентом России, НО т.к. проживаете более 183 дней за границей и получаете средства от валютного нерезидента, то арендные платежи Вы вправе получать напрямую на зарубежный счет в Болгарии (Черногории).


Ответственность за нарушение валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютного законодательства установлена в ч.1 ст.15.25 КоАП РФ:

Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами 75%-100% суммы незаконной валютной операции.

Отдельно отметим, что срок исковой давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства составляет 2 года. 

Дополнительную информацию Вы можете также получить на странице нашей услуги для физических лиц Уведомление об открытии счета в иностранном банке.