image_pdfimage_print

Илья Назаров, управляющий партнер

Нормативная база

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е. в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе». Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney (может быть также и российским!), PayPal (может быть также и российским!), Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.

Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).

Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 » О валютном регулировании и валютном контроле» , устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.

С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.



Запрет на использование электронных кошельков для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также для расчетов по внешнеторговым контрактам и договорам займа

Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для осуществления переводов, связанных с внешнеторговой деятельностью;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов по договорам займа;

Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:

ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:

«Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.

Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»

 

То есть, если Вы ведете бизнес в РФ (являясь фрилансером, самозанятым или от имени своего ИП, или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Оплату необходимо будет принимать на Ваш банковский счет, либо с использованием карты иностранной платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ).

Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

В настоящее время имеется несколько толкований новой формулировки закона. Процитирую также положения из пояснительной записки к проекту ФЗ, которые, возможно, раскроют намерения законодателя:

Указанные положения законопроекта в части запрета на осуществление операции с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, соответствуют действующим положениями части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле», которыми для резидентов установлено требование о получении на счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся по внешнеторговым договорам, а также договорам займа, заключаемым с нерезидентами, а также положениям подпункта 2 части 7 статьи 91 Федерального закона от 27 июля 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» которыми запрещен приём на территории Российской Федерации электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации.

Законопроектом также предусмотрено, что ограничения приёма в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счёта, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платёжных услуг, не распространяются на платёжные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платёжной системы, отвечающей требованиям к функционированию иностранных платёжных систем на территории Российской Федерации, установленным законодательством о национальной платёжной системе. Данное положение законопроекта соответствует положениям части 9 статьи 91 Федерального закона от 27 июля 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в соответствии с которыми запрет на приём на территории Российской Федерации электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платёжных услуг клиентам, личным законом которых считается право Российской Федерации, не распространяются на случаи предоставления указанным клиентам платёжных карт в соответствии с правилами иностранной платёжной системы, а также на случаи осуществления операций с такими платёжными картами.

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ

Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.

Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам

Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.

Ответственность

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ
Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы <…> денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

 

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ
Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.

 

Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25. КоАП РФ
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов, <…> —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лицот 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25. КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25. КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25. КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25. КоАП РФ
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.



Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг

В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:

  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);
  • для физических лиц — за период с 01.07.2021 по 31.12.2021 — в срок до 01 июня 2022

По состоянию на 1 июля 2021 года нет утвержденной новой формы отчета о движении электронных средства платежа. Данный обзор будет дополнен данной формой, доступной для скачивания, как только она появится.

Кто вправе НЕ подавать новую форму отчета о движении средств по электронным кошелькам (платежным системам)

  • физические лица: Вправе НЕ подавать отчет, если 1) общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 000 рублей, или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей ИЛИ 2) физическое лицо по итогам календарного года находилось за пределами РФ более 183 дней в году.

Как Вы видите, в отличие от Отчетов о движении денежных средств по счетам в банках и ИОФР новый вид отчета возможно НЕ подавать ТОЛЬКО исходя из суммы зачисленных на него средств без относительно страны нахождения (т.е. в том числе в случае, если электронный кошелек открыт в соответствии с законодательством страны, не имеющей автоматического обмена финансовой информации с РФ).

Возможно, первая мысль, позволяющая НЕ представлять в налоговый орган отчеты о движении средств по электронным кошелькам — сделать дробление электронных кошельков (что не представляет собой сложность), ОДНАКО, совершение по электронным кошелькам переводов в нарушение новых требований повлечет существенные штрафы в случае, если информация о наличии электронного кошелька станет известна налоговоу органу, например, из автоматического обмена финансовой информацией.



Резюме

Очевидно, что с 1 июля 2021 валютное законодательство усложнилось, таким образом, в ФЗ-173 установлены различные правила/требования для физических и юридических лиц и ИП при совершении ими валютных операций (и при совершении переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг):

При совершении валютных операций с использований различных счетов во избежание штрафов настоятельно рекомендуется проанализировать описанные выше нормы в каждом конкретном случае.